Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ – детском саду комбинированного вида «Надежда»
и его филиалах созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья:
- имеется в наличии вывеска с информацией о названии
учреждения и его адресе, продублированной шрифтом Брайля;
- используется контрастная лента для маркировки
ступеней для обеспечения безопасного движения людей с ограниченной функцией
зрения - слабовидящими;
- установлены кнопки вызова персонала;
- создан психолого-педагогический консилиум, который
является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников,
осуществляющих образовательную деятельность, с целью создания оптимальных
условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством
психолого-педагогического сопровождения;
- официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с
нарушением зрения;
- возможно
предоставление образовательных услуг в дистанционном формате.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Специально оборудованные учебные кабинеты
В Учреждении функционируют логопедические кабинеты: по одному кабинету в филиалах № 140, № 461, № 477, № 499; по два кабинета в филиалах № 252, № 475, № 576, по 3 кабинета в детских садах № 523, № 551, 6 кабинетов вМБДОУ - детском саду комбинированного вида "Надежда".
В детских садах № 252, № 523, № 551, № 576 имеются кабинеты педагогов-психологов.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Групповые
(103 в 14 детских садах, 15 зданиях).
2. Для
проведения музыкальных и физкультурных занятий
-
музыкально-физкультурные залы - в 9-и детских садах (МБДОУ - детский сад
комбинированного вида "Надежда", филиалы № 140, № 274, № 339, № 403,
№440, № 475, № 477, № 499);
-
физкультурные залы – (детские сады № 252,№ 461, №523, №551, №576);
-
музыкальные залы – (детские сады № 252,№ 461, №523, №551, №576).
3.
Логопедические кабинеты:
- МБДОУ - детский сад комбинированного вида "Надежда" - 6 кабинетов, филиалы №№ 523, 551 - по 3 кабинета, филиалы №№ 252, 475, 576 - по 2 кабинета
- филиалы №№ 140, 461, 477, 499 -по одному кабинету
4. Зимний
сад – филиал № 576
5. Бассейн - филиалы № 477, № 576
6. Кабинеты для дополнительных занятий - филиалы №№ 140,440,461,475,477, 523, 551,
576
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Участники образовательных отношений имеют доступ к информационно-библиотечным ресурсам. В методических кабинетах детских садов создана библиотека учебно-методической, справочной литературы, периодических печатных изданий, детской художественной литературы. В каждой возрастной группе также имеется в наличии библиотека детской художественной литературы и программно-методическое обеспечение в соответствии с реализуемыми образовательными.Во всех возрастных группах оформлены книжные уголки с художественной литературой по возрасту детей, иллюстрациями к литературным произведениям, дидактическими играми и пособиями. На сайте детского сада в разделе материально-техническое оснащение размещена информация об имеющихся электронных образовательных ресурсах.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения физкультурных занятий используются:
- музыкально-физкультурные залы - детский сад
комбинированного вида " Надежда", филиалы №№ 140, 274, 339, 403, 440,
475, 477,499;
- физкультурные залы –детские сады№№
252, 461, 523, 551, 576;
- тренажерные залы-детские
сады№№ 461, 523;
- бассейны –детские сады№№ 477, 576.
Для всех возрастных групп имеются игровые прогулочные площадки (103 в 14 детских садах), оборудованные стационарным игровым и физкультурным оборудованием в соответствии с СанПиН. В детских садах №№ 140, 252, 274, 339, 436, 440, 461, 475, 477, 523, 551, 576 - функционируют комплексные спортивные площадки, баскетбольные площадки в детских садах № 499, № 551, в детском саду МБДОУ «Надежда», филиале № 403- игровые спортивные площадки.
Объекты спорта могут быть использованы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методическое
обеспечение соответствует требованиям адаптированных образовательных программ.
Образовательное пространство оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами,
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии
со спецификой образовательной программы. Подбор средств обучения и воспитания
осуществляется для обеспечения всех видов детской деятельности (игровая,
познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование,
двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы,
музыкальная).
В образовательной деятельности используются следующие средства обучения, предназначенные, в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-печатные (учебные пособия, рабочие тетради,
раздаточный материал, карточки с заданиями);
-электронные образовательные ресурсы (сетевые
образовательные ресурсы, электронные учебные пособия - девайсы, планшеты,
развивающие комплексы для интерактивной доски, мультимедийное оборудование,
обучающие компьютерные игры и презентации);
- аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, обучающие
образовательные видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты,
иллюстрации, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, коллекции,
макеты, модели);
-учебные
приборы (компас,микроскоп, оборудование для опытнической и
экспериментальной деятельности).
С целью осуществления
образовательного процесса для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями МБДОУ - детский сад комбинированного вида «Надежда» и
филиалы №№ 252, 475, 523, 551, 576 обеспечены коррекционно-развивающим
оборудованием и средствами обучения и воспитания для детей с ОНР в условиях групп
компенсирующей направленности, филиалы №№ 140, 461, 477, 499 средствами
обучения и воспитания для детей с ФФНР и
ОНР в условиях логопункта.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности зданий учреждения и его филиалов не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вход в здание филиала № 140 оборудован пандусом.
Доступ в здания МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» и его филиалов оборудованы кнопкой вызова сотрудника.
Просвет дверей входных групп обеспечивает беспрепятственный проход для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вход на территорию оборудован таблицей с информацией об учреждении, выполненный шрифтом Брайля.
Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В Учреждении организована система рационального и
сбалансированного питания в соответствии с возрастными особенностями детей.
Полноценное питание обеспечивается с соблюдением норм и разнообразием
продуктов. В Учреждении организовано питание, включающее завтрак, второй
завтрак (сок, фрукты), обед, полдник.
Питание организовано в соответствии с разработанным и
утвержденным 10- дневным меню с учетом физиологических потребностей в энергии и
пищевых веществах. Соблюдается обеспечение суточной потребности в пищевых
веществах и энергии 75-80%. Выдерживается достаточное обеспечение калорийности
и содержания всех жизненно важных пищевых компонентов. Подсчет энергетической
ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых
веществ (белков, жиров, углеводов) проводится ежемесячно. В течение года
обеспечивается выполнение норм питания. Используется максимальное разнообразие
рациона. В течение всего года дети получают свежие фрукты, овощи, соки.
Проводится С – витаминизация третьего блюда.
Соблюдается оптимальный режим питания. Строго
соблюдаются санитарно-гигиенические требования. Приготовление пищи
осуществляется на фильтрованной воде. Производство блюд осуществляется в
соответствии с технологическими картами. Соблюдаются санитарные требования к
состоянию пищеблока, к поставляемым продуктам питания, к хранению продуктов,
приготовлению и раздаче блюд, к личной гигиене работников пищеблока,
организации приема пищи детьми в группах. Качество получаемой продукции
подтверждается сертификатами соответствия.
Питьевой режим организуется в соответствии с
санитарными требованиями, питьевая вода доступна детям в течение всего времени
пребывания в детском саду, при организации питьевого режима используется
кипяченая вода.
Проводится работа по формированию у детей навыков
культуры питания. Учитываются индивидуальные особенности детей (в том числе
непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
При предоставлении медицинского заключения имеется
возможность для организации обучающимся специальных условий питания.
Специальные условия охраны здоровья
Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их
эмоционального благополучия, в том числе и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей- инвалидов, является приоритетной задачей
Учреждения.
Созданы условия для безопасной жизнедеятельности детей
в здании. Учреждение и его филиалы оборудованы специальными системами безопасности:
тревожными кнопками, автоматической пожарной сигнализацией и автоматической
системой оповещения при пожаре, осуществляется внутриобъектовый и пропускной
режим ЧОП.
Имеются все виды благоустройства, хорошие бытовые
условия в группах и специализированных помещениях. В детских садах созданы
санитарно-гигиенические условия, рациональная организация режима дня и
образовательного процесса, условия для обеспечения достаточной двигательной
активности детей, проведения закаливающих мероприятий, рационального питания,
профилактики заболеваний.
Медицинское обслуживание регулируется договором МБУ
ДГБ № 15. В большинстве садов медицинский блок включает медицинский кабинет,
процедурный кабинет, изолятор. Медицинские кабинеты оснащены необходимым
медицинским оборудованием в соответствии с СанПиН, имеется необходимый минимум
медикаментов, аптечка для оказания первой медицинской помощи. Медицинский
персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое
развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья
воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля
за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим
состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим
воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных
норм и правил.
Оздоровительная работа в режиме дня включает
физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание, гимнастику пробуждения,
пальчиковые игры, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения на релаксацию,
зрительную гимнастику, занятия физической культурой в зале, на улице, в
бассейне, утреннюю гимнастику, динамические паузы и физкультминутки.
Для оздоровления и профилактики заболеваний в
Учреждении имеется достаточное количество бактерицидных излучателей для очистки
воздуха, увлажнителей воздуха.
Состояние и содержание территории, здания, помещений
соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание
первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в
сфере охраны здоровья;
2)
организацию питания обучающихся;
3)
определение оптимальной учебной нагрузки, режима образовательной деятельности;
4)
пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5)
организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6)
прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7)
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
8)
профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9)
проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организация
охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной
помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации)
осуществляется образовательным учреждением.
Организацию
оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы
исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация
предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских
работников.
В учреждении
при реализации образовательных программ дошкольного образования создаются
условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивается:
1) текущий
контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2)
проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации;
3)
соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4)
расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок регламентации и оформления отношений
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях определяется нормативным правовым актом
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во всех детских садах Учреждения для административного и педагогического персонала созданы условия для выхода в Интернет, разработан и функционирует официальный сайт.
Воспитанники непосредственного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не имеют.Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении используются следующие категории электронных образовательных ресурсов:
- электронные образовательные ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- учебные электронные издания, приобретаемые для комплектации медиатек;аудиальные средства (аудиокниги, звукозаписи и др.),аудиовизуальные средства (слайд-фильмы, мультфильмы, обучающие видеофильмы,интерактивные игры,интерактивные экскурсии,электронные учебные пособия и др.);
-программное обеспечение для системы образования;
- ресурсы, разработанные педагогами.
Непосредственного доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрено.
Официальный сайт дошкольного
учреждения оборудован версией для слабовидящих.
http://invalid.ru/Социальный
сервер для инвалидов «Invalid.ru»
http://www.voi.ru/Всероссийское
общество инвалидов
http://www.vos.org.ru/Всероссийское
общество слепых
http://www.vog.su/Всероссийское
общество глухих
http://miloserdie.tellur.ru/Сайт
«Спешите делать добро!»
http://www.rgbs.ru/Российская
государственная библиотека для слепых
http://www.sos.ru/Сайт «SOS
-служба помощи»
http://independentfor.narod.ru/«Виртуальный
центр молодых инвалидов»
http://www.downsideup.org/«Даунсайд
Ап» – помощь детям с синдромом Дауна
http://gaoordi.ru/«ГАООРДИ» -
ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов
http://www.disability.ru/«Disability.ru»
- российский интернет-портал для инвалидов
http://hepatit-c.narod.ru/Российское
общество больных гепатитом “С”
http://www.deafnet.ru/информационный
Сервер «Сеть глухих»
http://www.rescuefound.org/Благотворительный
фонд «Спасение»
http://mcity.mos.ru/ReceptSport/Фонд
спортивной и творческой реабилитации инвалидов «Рецепт-Спорт»
http://www.oranta.ru/pages/index.html«Оранта»
- Общественная организация инвалидов на колясках
http://diotima.narod.ru/«Диотима»
- Общественная организация инвалидов
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детских садах Учреждения в наличии от 3 до 8 единиц
офисной техники; от 3 до 11 единиц компьютерного оборудования: стационарных
компьютеров и ноутбуков; от 1 до 6 мультимедийных проекторов. В детском саду №
461 -7 электронных учебных пособий - девайсов, 2 детских компьютера по системе
"Kidsmart"; в детском саду № 576 - 9 планшетов для воспитанников, в детском саду № 477 - 3 планшета; в детских садах № 339, № 499, № 576 - 1 комплект мини-
роботов "Bee-bot"; в детском саду № 477 - 3 планшета для детей. В
МБДОУ - детском саду комбинированного вида "Надежда", филиалах № 140, № 252,
№ 339, № 461, № 475, № 499, № 523, № 551, № 576 имеются комплекты интерактивного
развивающего оборудования - интерактивные доски, панели, столы, в МБДОУ -
детском саду комбинированного вида "Надежда", филиалах № 140, № 252,
№ 274, № 339, № 440, № 461, № 475, № 477, № 499, № 523, № 551, № 576 - комплекты
интерактивных программ " Сова плюс", программы "Волшебная
поляна", " Инженерная школа", " Сова", "Копеечка" для занятий с
детьми с использованием готовых интерактивных игр, создания собственных
интерактивных проектов, презентаций, игр, викторин; в детском саду № 475 -
программно-дидактический комплекс "Логомер- 2", в детском саду № 551 программно-аппаратный комплекс "Колибри". В детских садах № 339,
№ 461 имеются комплекты интерактивного развивающего оборудования по изучению
правил дорожного движения.
В филиалах № 339, № 499, № 523, № 551, № 576 установлено программное обеспечение -
Информационно-образовательная платформа для организации и управления
образовательным процессом, включающая учебные онлайн курсы для дошкольного
образования (система Мобильное электронное образование).