Положение об оказании логопедической помощи

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВА
ННОГО ВИДА
"НАДЕЖДА"

Подписано цифровой
подписью: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГ
О ВИДА "НАДЕЖДА"
Дата: 2021.09.21
16:44:24 +05'00'

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение)
разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детского сада комбинированного вида «Надежда» и его филиалов (далее - Учреждение) на
основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020г. №
Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
1.2. Положение регламентирует деятельность Учреждения в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении
ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) (далее обучающиеся).
1.3. Задачами Учреждения по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления
и последующей коррекции речевых нарушений у обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Учреждении
2.1. При оказании логопедической помощи Учреждением ведется документация согласно
приложению 1 к Положению.
Срок и порядок хранения документов определяется номенклатурой дел Учреждения.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.2. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется штатным
расписанием Учреждения, исходя из:
1)
количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 10 указанных обучающихся;
2)
количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда
на 25 таких обучающихся.
2.3. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.4. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное
и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников,

2

углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителялогопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной
речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к
Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной речи, и оформлено
обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит
диагностические мероприятия с учетом пункта 2.3. Положения.
2.5. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта
должностного лица, исполняющего обязанности заведующего Учреждения (далее - заведующий)
при наличии личного заявления родителей (законных представителей).
2.6. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Учреждения.
2.8. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.9. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к
Положению).
2.10. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа
с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.11. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей, обучающихся при совместной работе
всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников
Учреждения, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о
задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителялогопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей),
педагогических и руководящих работников Учреждения;
информационных стендов.

3

3.

Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
определяются с учетом локальных нормативных актов Учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности,
разновозрастных групп, дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования
(в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды,
которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, получающие образование на дому,
в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии
устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.3. Положения.
Для детей, получающих образование вне Учреждения (в форме семейного образования)
также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта
ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального
образования, детских домов и школ-интернатов».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1)
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/
подгрупповых и индивидуальных занятий);
2)
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения
и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/ подгрупповых
и индивидуальных занятий).
3.5. Организация логопедической помощи детям раннего возраста осуществляется в
форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации
деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной
ситуации развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; для
детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от
6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.
3.7.
Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1)
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не
более 10 человек;
2)
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении
коррекционных занятий с учителем- логопедом) - не более 12 человек.

4

Приложение № 1
Документация Учреждения при оказании логопедической помощи
1.
Программы и/или планы логопедической работы.
2.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3.
Расписание занятий учителей-логопедов.
4.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.

5

Приложение № 2
Заведующему филиалом МБДОУ - детского сада
комбинированного вида «Надежда» детский сад
(комбинированного вида) № _____
__________________________________________
(Ф.И.О. заведующего филиалом)
От ________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я___________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

«______»__________ 20____ г.

/___________/ _______________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

6

Приложение № 3
Заведующему филиалом МБДОУ - детского сада
комбинированного вида «Надежда» детский сад
(комбинированного вида) № _____
___________________________________________
(Ф.И.О. заведующего филиалом)
От ________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Заявление
Я____________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического
консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«______»__________ 20____ г.

/___________/ _______________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

7

Приложение № 4
Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования:
1.
в группе;
2.
группа:
общеразвивающей
направленности,
компенсирующей
направленности;
3.
на дому;
4.
в медицинской организации;
5.
в форме семейного образования.
факты, способные повлиять на поведение ребенка и освоение образовательной
программы (в образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другой
группы, смена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, обучение на дому, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков
занятий и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1.
Динамика освоения программного материала:
учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях
с педагогами в образовательной деятельности (на критику обижается, дает аффективную
вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная,

8

нестабильная, не выявляется), истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом - указать
длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения
к
характеристике
образовательной программы и другое).

«

»

20

г. /

(результаты

мониторинга

освоения

/

Учитель-логопед, принявший обращение:

(указать ФИО, должность)

Результат обращения:

«_____»___________ 20____ г. /________________ /___________________________________

9

Приложение № 5
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».