2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее Положение) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» и его филиалов (далее – Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Настоящее Положение: − устанавливает порядок организации наставнической деятельности; − определяет права и обязанности ее участников; − определяет требования, предъявляемые к наставникам; − определяет требования к проведению мониторинга и оценке качества процесса реализации наставничества и его эффективности; − устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; − определяет документацию, регламентирующую наставническую деятельность. 1.3. Участниками системы наставничества являются: − наставник, − лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый), − должностное лицо, исполняющее обязанности заведующего (далее - заведующий), − куратор. 1.4. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника с наставляемым по развитию/освоению им профессиональных компетенций, необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью наставничества в Учреждении является оказание помощи педагогическим работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей, максимально полное раскрытие потенциала личности, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации. 2.2. Задачами наставничества являются: − формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие при выполнении должностных обязанностей, освоении новых профессиональных компетенций; − ускорение процесса профессионального становления педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; − сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, привитие молодому педагогу интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогических кадров в образовательном учреждении; − создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития педагогов, развитие у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, сознательного отношения к индивидуальному развитию; − создание условий для эффективного обмена личностным, профессиональным опытом для каждого субъекта профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и Программы наставничества. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника. 3 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет заведующий Учреждением, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества. 3.3. Руководство деятельностью наставников осуществляет куратор. Куратором наставнической деятельности является старший воспитатель. 3.4. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/ освоении новых профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий: − педагогические работники, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в Учреждении; − педагогические работники, имеющие трудовой стаж педагогической деятельности не более 3 лет; − педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.5. Наставниками могут быть педагогические работники Учреждения. Наставник должен соответствовать следующим критериям: − развитые организационные, коммуникативные навыки, гибкость в общении, хорошо развитая эмпатия, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию; − наличие опыта воспитательной и методической работы, профессиональных успехов, стабильных показателей в работе; − авторитетность в среде коллег; − склонность к активной общественной работе, активное участие в работе методических объединений, способность и готовность делиться профессиональным опытом; − стаж педагогической деятельности не менее 5 лет; − наличие первой или высшей квалификационной категории; − наличие личного желания стать наставником. 3.6. Выдвижение наставников может осуществляться как администрацией Учреждения, так и педагогическим коллективом, кандидатуры наставников рассматриваются на Педагогическом совете. 3.7. Назначение наставника производится на добровольной основе, при обоюдном согласии предполагаемого наставника и наставляемого педагога. 3.8. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение составляют групповые формы работы. 3.9. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого (но на срок не менее 1 года). В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.10. Замена наставника производится распоряжением заведующего Учреждением в случаях: − прекращения с наставником трудовых отношений или перевода наставника на другую работу; − систематического неисполнения наставником своих обязанностей; − привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; − психологической несовместимости наставника и наставляемого; − обоснованной просьбы наставника или наставляемого. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.11. Организация наставнической деятельности включает в себя следующие этапы: 4 Этап 1. Подготовка условий. Этап 2. Формирование базы наставляемых. Этап 3. Формирование базы наставников. Этап 4. Формирование наставнических пар/групп. Этап 5. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп. Этап 6. Подведение итогов наставнической деятельности. 3.12. На первом этапе происходит подготовка условий к организации наставничества, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, предварительный сбор и обработку запросов потенциальных наставляемых. 3.13. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, проводится уточняющий анализ их потребностей в обучении с помощью диагностических анкет, бесед. 3.14. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора в соответствии с п. 3.5. Положения по итогам выдвижения и рассмотрения на Педагогическом совете. Для проведения отбора распоряжением заведующего создается комиссия не менее чем из 3 человек, которую возглавляет заведующий, и в которую входит куратор (старший воспитатель). По итогам данного этапа формируется база наставников. 3.15. В рамках четвертого этапа происходит формирование наставнических пар/групп и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа распоряжением заведующего утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. 3.16. На пятом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программы наставничества. 3.17. Шестой этап включает в себя подведение итогов и анализ реализации Программы наставничества. 4. Права и обязанности куратора. 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: − формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; − разработка проекта Программы наставничества (ежегодно); − организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; − подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение заведующему; − оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; − получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных лиц, причастных к ее реализации через опросы, обработка полученных результатов; − мониторинг и оценка качества реализации Программы наставничества; − анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности и участие в его распространении. 4.2. Куратор имеет право: − запрашивать документы и информацию для осуществления мониторинга и оценки от участников наставнической деятельности; − вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы Учреждения, сопровождающие наставническую деятельность; − инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности; − вносить на рассмотрение заведующему предложения о поощрении участников наставнической деятельности; − на поощрение при наличии эффективности наставничества и высокого качества реализации Программы наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5 5.1. Наставник обязан: − помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; − в соответствии с Программой наставничества встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; − выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана; − передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в том числе - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и прочее; − своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; − изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение. 5.2. Наставник имеет право: − привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; − участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, в том числе - с деятельностью наставляемого; − выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом; − требовать выполнения наставляемым индивидуального плана; − в составе комиссий принимать участие в оценочных или конкурсных мероприятиях с участием наставляемого; − принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества; − обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества, за организационнометодической поддержкой; − обращаться к заведующему с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый обязан: − выполнять задания, определенные в индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением индивидуального плана; − совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; − выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; − отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального плана); − сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана; − проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение ко всем видам деятельности в рамках наставничества; 6 − принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества. 6.2. Наставляемый имеет право: − пользоваться имеющейся в Учреждении нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию индивидуального плана; − в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством, запрашивать интересующую информацию; − принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества; − при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в Учреждении. 7. Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества 7.1. Оценка качества процесса реализации Программы наставничества направлена на изучение и оценку качества реализованной в Учреждении Программы наставничества, выявления положительных моментов, слабых сторон, трудностей в реализации, оценку качества совместной работы наставников и наставляемых посредством проведения куратором анализа. 7.2. Оценка реализации Программы наставничества осуществляется ежегодно по окончании учебного года. 8. Мотивация участников наставнической деятельности 8.1. Участники системы наставничества в Учреждении, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением заведующего к следующим видам поощрений: − публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и другое; − размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и другое) на сайте Учреждения и страницах в социальных сетях; 8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат. 8.3. Заведующий вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды наставничества и повышения его эффективности. 9. Документы, регламентирующие наставничество 9.1. К документам, регламентирующим наставническую деятельность, относятся: - настоящее Положение; - приказ заведующего Учреждением об организации наставничества, утверждении Программы наставничества; - Программа наставничества; - протоколы заседаний Педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества; - отчет куратора о реализации Программы наставничества в текущем учебном году. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)