Положение о наставничестве

2

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее Положение) разработано для
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада
комбинированного вида «Надежда» и его филиалов (далее – Учреждение) в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Настоящее Положение:
− устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
− определяет права и обязанности ее участников;
− определяет требования, предъявляемые к наставникам;
− определяет требования к проведению мониторинга и оценке качества процесса реализации
наставничества и его эффективности;
− устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
− определяет документацию, регламентирующую наставническую деятельность.
1.3. Участниками системы наставничества являются:
− наставник,
− лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый),
− должностное лицо, исполняющее обязанности заведующего (далее - заведующий),
− куратор.
1.4. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника с
наставляемым по развитию/освоению им профессиональных компетенций, необходимых
навыков и умений ведения педагогической деятельности.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью
наставничества в Учреждении является оказание помощи педагогическим
работникам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных
компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей, максимально полное
раскрытие потенциала личности, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации.
2.2. Задачами наставничества являются:
− формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности,
возникающие при выполнении
должностных
обязанностей, освоении
новых
профессиональных компетенций;
− ускорение процесса профессионального становления педагогов, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него
функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
− сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на
работу, привитие молодому педагогу интереса к педагогической деятельности и закрепление
педагогических кадров в образовательном учреждении;
− создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития педагогов,
развитие у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных
качеств, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
− создание условий для эффективного обмена личностным, профессиональным опытом для
каждого субъекта профессиональной деятельности, участвующих в наставнической
деятельности.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и
Программы наставничества. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника.

3

3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет
заведующий Учреждением, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках
возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества.
3.3. Руководство
деятельностью
наставников
осуществляет
куратор.
Куратором
наставнической деятельности является старший воспитатель.
3.4. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих
потребность в развитии/ освоении новых профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий:
− педагогические работники, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в
Учреждении;
− педагогические работники, имеющие трудовой стаж педагогической деятельности не более 3
лет;
− педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.5. Наставниками могут быть педагогические работники Учреждения.
Наставник должен соответствовать следующим критериям:
− развитые организационные, коммуникативные навыки, гибкость в общении, хорошо
развитая эмпатия, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и
вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному
развитию;
− наличие опыта воспитательной и методической работы, профессиональных успехов,
стабильных показателей в работе;
− авторитетность в среде коллег;
− склонность к активной общественной работе, активное участие в работе методических
объединений, способность и готовность делиться профессиональным опытом;
− стаж педагогической деятельности не менее 5 лет;
− наличие первой или высшей квалификационной категории;
− наличие личного желания стать наставником.
3.6. Выдвижение наставников может осуществляться как администрацией Учреждения, так и
педагогическим коллективом, кандидатуры наставников рассматриваются на Педагогическом
совете.
3.7. Назначение наставника производится на добровольной основе, при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и наставляемого педагога.
3.8. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в
отношении не более двух наставляемых, исключение составляют групповые формы работы.
3.9. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в
индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого (но на срок не
менее 1 года). В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с
наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть
продлен в случае временной нетрудоспособности или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.10. Замена наставника производится распоряжением заведующего Учреждением в случаях:
− прекращения с наставником трудовых отношений или перевода наставника на другую
работу;
− систематического неисполнения наставником своих обязанностей;
− привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
− психологической несовместимости наставника и наставляемого;
− обоснованной просьбы наставника или наставляемого.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.11. Организация наставнической деятельности включает в себя следующие этапы:

4

Этап 1. Подготовка условий.
Этап 2. Формирование базы наставляемых.
Этап 3. Формирование базы наставников.
Этап 4. Формирование наставнических пар/групп.
Этап 5. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп.
Этап 6. Подведение итогов наставнической деятельности.
3.12. На первом этапе происходит подготовка условий к организации наставничества,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности,
предварительный сбор и обработку запросов потенциальных наставляемых.
3.13. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, проводится
уточняющий анализ их потребностей в обучении с помощью диагностических анкет, бесед.
3.14. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора в соответствии с п. 3.5.
Положения по итогам выдвижения и рассмотрения на Педагогическом совете. Для проведения
отбора распоряжением заведующего создается комиссия не менее чем из 3 человек, которую
возглавляет заведующий, и в которую входит куратор (старший воспитатель). По итогам
данного этапа формируется база наставников.
3.15. В рамках четвертого этапа происходит формирование наставнических пар/групп и
разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа распоряжением
заведующего утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.
3.16. На пятом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по
осуществлению мероприятий Программы наставничества.
3.17. Шестой этап включает в себя подведение итогов и анализ реализации Программы
наставничества.
4. Права и обязанности куратора.
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
− формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
− разработка проекта Программы наставничества (ежегодно);
− организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества;
− подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и
представление их на утверждение заведующему;
− оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки
участникам наставнической деятельности;
− получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных лиц,
причастных к ее реализации через опросы, обработка полученных результатов;
− мониторинг и оценка качества реализации Программы наставничества;
− анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности и
участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
− запрашивать документы и информацию для осуществления мониторинга и оценки от
участников наставнической деятельности;
− вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы Учреждения,
сопровождающие наставническую деятельность;
− инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности;
− вносить на рассмотрение заведующему предложения о поощрении участников
наставнической деятельности;
− на поощрение при наличии эффективности наставничества и высокого качества реализации
Программы наставничества.
5. Права и обязанности наставника

5

5.1. Наставник обязан:
− помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и
оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать
фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
− в соответствии с Программой наставничества встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при
необходимости), коррекции индивидуального плана, выбора методов наставнической
деятельности;
− выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в
рамках мероприятий индивидуального плана;
− передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и
современным методам работы или поведения, в том числе - оказывать наставляемому
помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и прочее;
− своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;
− изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, личным примером развивать
положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение.
5.2. Наставник имеет право:
− привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы
наставничества;
− участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством, в том числе - с
деятельностью наставляемого;
− выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом;
− требовать выполнения наставляемым индивидуального плана;
− в составе комиссий принимать участие в оценочных или конкурсных мероприятиях с
участием наставляемого;
− принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества;
− обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления Программ наставничества, за организационнометодической поддержкой;
− обращаться к заведующему с мотивированным заявлением о сложении обязанностей
наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении
которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
6. Права и обязанности наставляемого

6.1. Наставляемый обязан:
− выполнять задания, определенные в индивидуальном плане, в установленные сроки, и
периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением
индивидуального плана;
− совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
− выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального
плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать
поведенческие навыки;
− отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий
индивидуального плана);
− сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов
индивидуального плана;
− проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение ко всем
видам деятельности в рамках наставничества;

6

− принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества.
6.2. Наставляемый имеет право:
− пользоваться имеющейся в Учреждении нормативной, информационно-аналитической и
учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими
реализацию индивидуального плана;
− в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам,
связанным с наставничеством, запрашивать интересующую информацию;
− принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества;
− при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в
Учреждении.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества
7.1. Оценка качества процесса реализации Программы наставничества направлена на изучение
и оценку качества реализованной в Учреждении Программы наставничества, выявления
положительных моментов, слабых сторон, трудностей в реализации, оценку качества
совместной работы наставников и наставляемых посредством проведения куратором анализа.
7.2. Оценка реализации Программы наставничества осуществляется ежегодно по окончании
учебного года.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
8.1. Участники системы наставничества в Учреждении, показавшие высокие результаты, могут
быть представлены решением заведующего к следующим видам поощрений:
− публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение
почетной грамотой и другое;
− размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о
достижениях наставляемых и другое) на сайте Учреждения и страницах в социальных сетях;
8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации
педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат.
8.3. Заведующий вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с
целью развития и пропаганды наставничества и повышения его эффективности.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим наставническую деятельность, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ заведующего Учреждением об организации наставничества, утверждении Программы
наставничества;
- Программа наставничества;
- протоколы заседаний Педагогического совета, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- отчет куратора о реализации Программы наставничества в текущем учебном году.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».