ДООП Интеллектуальный клуб Шахматенок

Содержание программы

Стр.

1

Основные характеристики

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи общеразвивающей программы

7

1.3

Содержание общеразвивающей программы

8

1.3.1 Учебный план

8

1.3.2 Учебный (тематический) план

9

1.3.3 Содержание учебного (тематического) плана

12

1.4

Планируемые результаты

16

2

Организационно- педагогические условия

18

2.1.

Календарный учебный график

18

2.2.

Условия реализации программы

18

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

18

2.2.2 Кадровое обеспечение

18

2.2.3 Методические материалы

19

2.3

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

20

3

Список литературы

22

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Интеллектуальный
клуб «Шахматенок» (Далее Программа) является программой физкультурно-спортивной
направленности.
Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается
и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта
ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и
эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них
способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать,
обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность,
усидчивость, собранность, самостоятельность. Игра дает ребенку-дошкольнику радость
творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность,
умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в
шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет
обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы,
позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на
развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В.
Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека
велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников
такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более
старших возрастов.
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный
возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения,
развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось.
Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их
способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка.
Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия
шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают
вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность,
объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней,
зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же
шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению
взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной
шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Актуальность. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима
роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра
в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению
логического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
внимательность,
вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в
деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и
обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования
совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в
педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте
способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит
1.1.

3

сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой
интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.
Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения,
причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение
дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний
день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более
комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень
стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка,
повышение продуктивности его мышления.
Программа разработана и составлена на основании нормативных правовых документов,
регулирующих деятельность образовательных учреждений:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г.
№ 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
13. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
14. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
15. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений
в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д».
Адресат
4

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Программа дополнительного
образования рассчитана на 2 года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и
целостное развитие личности. Программа опирается на учебно-методическое пособие
"Шахматы, первый год" И. Г. Сухина.
Группы формируются с учетом возраста учащихся:
- 5-6 лет,
- 6-7 лет.
Возрастные особенности:
Возрастные особенности детей 5-6 лет. В старшем возрасте продолжает развиваться
образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить
преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности
изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому)
мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей),
совершенствуются обобщения.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно
преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника. Также развивается
соподчинение мотивов.
С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании
моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их
координация. Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная,
как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно
самостоятельным.
Возрастные особенности детей 6-7лет. К этому возрасту у ребенка сформирована
достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он
способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У
ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в
состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых
задач.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания,
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи,
познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка
к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и
эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение,
рассматривание, поиск.
Одновременно в группе занимаются до 16 человек, что позволяет продуктивно вести
как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 25 мин.- 30 мин. Время занятий рассчитано в
соответствии с требованиями Постановления от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и
составляет в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями — 10 минут.
Общее количество часов в неделю — 1 час.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Объем
Программа рассчитана на 80 академических часов: 40 часов в первый год обучения, 40 часов во
второй год обучения.
Сроки освоения
5

Срок реализации программы 2 года (с сентября по июнь)
Формы обучения
Форма реализации Программы – очная
Виды занятий
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем
изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых,
воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных
особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно
в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка с
включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но
и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности
самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего образования,
полноправным источником и организатором своих знаний.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними
учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за
воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых
и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого
метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления
о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам
мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии,
где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой
замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется
следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности
детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Формы подведения итогов реализации Программы
6

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа сформирована с учетом принципов, составляющих основу ФГОС ДО (Приказ
Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155), которые
уточняются в связи со спецификой реализации программы, а именно принципы:
- поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности дошкольного
детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации
(обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия
с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его
включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Кроме общих принципов, сформулированных в ФГОС, можно выделить и специфические
принципы, которые отражаются в содержании программы:
- принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной
деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: технической, тактической,
психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных
мероприятий, педагогического и медицинского контроля.
- принцип преемственности определяет последовательность изложении программного материала
по этапам подготовки. Надо обеспечить в тренировочном процессе преемственность задач,
средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.
- принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных
особенностей юного шахматиста вариативность программного материала для практических
занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных
на решение определенной педагогической задачи.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них
интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников,
формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное
поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация,
взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка,
пат, мат, ничья, дебют, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время
шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.
7

- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а
также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной
партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за
шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству создание условий для формирования и
развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных,
социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих
силах, самостоятельность в принятии решений;
Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий: наличии
кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями,
раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото,
викторины и др).
1.3.Содержание общеразвивающей программы
1.3.1 Учебный план
№

Наименование
модуля

Количество часов (теория/практика)
1-й год обучения

2-й год обучения

Формы
аттестации/контроля

1

Правила
шахматной
игры

20 (8/12)

20 (7,5/12,5)

Открытое занятие,
беседа,
педагогическое
наблюдение

2

Тактика
шахматной
партии

20 (3/17)

20 (8,5/11,5)

Педагогическое
наблюдение,
конкурс, тест,
праздник,
шахматный турнир

40 (11/29)

40 (16/24)

Итого

Всего по программе: 80 часов

8

1.3.2 Учебный (тематический) план

№
п/п
1.
1.1

Первый год обучения (5-6 лет)
Наименование разделов и тем
Количество часов

«Правила шахматной игры»
«В стране шахматных чудес»

Всего
20
2

теория
8
1

Формы
аттестации

практика
12
1
Педагогическое
наблюдение

1.2

«Героическая пешечка. Ни шагу назад!
(Пешка)»

1

0.5

0.5

1.3

«Шахматная шкатулка»

1

0.5

0.5

1.4

«Шахматные чудеса»

1

0.5

0.5

1.5

«Маленькое войско»

1

0.5

0.5

1.6

«Вежливые слоны»

1

0.5

0.5

«Тяжелые и легкие фигуры»

1

0.5

0.5

1.8

«Могучая фигура (Ферзь)»

1

0.5

0.5

1.9

«Надежный товарищ»

1

0.5

0.5

1.10

«Прыг, скок и вбок»

1

0.5

0.5

1.11

«Поход на три поля»

1

0.5

0.5

1.12

«И король жаждет боя»

1

0.5

0.5

1.13

«Как ладья похудела»

2

1

1

1.14

«Короткая или длинная ?»

1

0.5

0.5

1.15

«Шах и мат»

3

1

2

Педагогическое
наблюдение

1.16

«Ответь, как в сказке, сам, без
подсказки». (шахматная викторина).

1

-

1

Открытое
занятие

беседа

1.7
беседа

Педагогическое
наблюдение

беседа

9

2.

Тактика шахматной партии

20

3

17

2.1

«Шахматная эстафета»

2

-

2

конкурс

2.2

«Реши этюд, отгадай задачу»

2

-

2

тест

2.3

«Волшебный квадрат»

1

0.5

0.5

Педагогическое
наблюдение

2.4

«Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю
пешку»

2

0.5

1.5

2.5

«Квадрат пешки»

1

0.5

0.5

2.6

«Правило квадрата»

2

0.5

1.5

«Без поддержки короля»

2

0.5

1.5

2.8

«Ответь как в сказке, сам, без подсказки
(шахматная викторина).»

1

-

1

2.9

«Волшебный мир королевства»

2

0.5

1.5

2.10

«И снова в гости»

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

2.11

«Шахматная эстафета»

2

-

2

турнир

2.12

Решение шахматных задач

1

-

1

2.13

«Шахматная шкатулка»

-

1

11

29

беседа

2.7

1

Итого

№
п/п
1
1.1

40

Второй год обучения (возраст 6 – 7 лет)
Наименование разделов и тем
Количество часов

Правила шахматной игры
«Педагогический мониторинг»

Всего
20
1

теория
7,5
-

конкурс

Шахматный
праздник

Формы
аттестации

практика
12,5
1

Педагогическое
наблюдение
10

1.2

«Шах»

1

0.5

0.5

1.3

«Двойной шах с выигрышем
фигуры, лучший шах»

1

0.5

0.5

беседа

1.4

«Мат»

1

1

-

Открытое
занятие

1.5

«Мат в один ход»

2

1

1

тест

1.6

«Что такое связка»

1

0.5

0.5

«Ничья»

1

0.5

0.5

1.8

«Рокировка»

1

0.5

0.5

1.9

«Непобедимый»

1

0.5

0.5

1.10

«Волшебный мир комбинаций»

2

1

1

1.11

«Реши этюд, отгадай задачу –
сыщешь удачу»

2

-

2

1.12

«Итальянская партия»

2

0.5

1.5

1.13

«Сицилианская защита»

2

0.5

1.5

1.14

«Принятый ферзевый гамбит»

2

0.5

1.5

2

Тактика шахматной партии

20

8,5

11,5

2.1

«Подготовка к интеллектуальному
турниру»

1

1

-

беседа

2.2

«Интеллектуальный турнир»

1

-

1

Открытое
занятие

2.3

«Короткие партии»

1

0.5

0.5

Шахматный
турнир

2.4

«Здоровые телом – сильные духом»

1

0.5

0.5

2.5

«В гостях хорошо, а дома лучше»

1

-

1

1.7
Педагогическое
наблюдение

тест

беседа

11

«Великие гроссмейстеры»

1

1

-

беседа

«Показательная партия»

1

1

-

Педагогическое
наблюдение

2.8

«Решение шахматных задач и
этюдов»

1

-

1

тест

2.9

«И король жаждет боя»

1

0.5

0.5

беседа

2.10

«Это интересно»

1

1

-

беседа

2.11

«Повторение пройденного»

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

2.12

«Король»

1

-

1

2

0,5

1,5

2.6

2.7

2.13

«Конь против ферзя, ладьи, слона»

2.14

«Пешка против ферзя, ладьи, слона,
коня»

1

0,5

0,5

2.15

«Так много их, но мы уже их знаем»

1

0,5

0,5

2.16

«Ферзь»

1

0,5

0,5

2.17

«Ферзь против ладьи и слона»

1

0,5

0,5

Педагогическое
наблюдение

2.18

Игра с шахматными часами.
Шахматный этикет

1

0,5

1,5

конкурс

2.19

«Шахматный праздник»

1

-

1

Шахматный
турнир

Общее количество часов

40

16

24

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения (5-6 лет)
1.

Правила шахматной игры

1.1 В стране шахматных чудес.
Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, знакомство с сказкой.
Практика: Работа с учебниками, игра с героями сказки. Просмотр обучающего мультфильма.
1.2 Героическая пешка. Ни шагу назад! Пешка.
12

Теория: Место фигуры. Виды ходов. Особенные ходы.
Практика: Игра новой фигурой. Решение шахматных логических задач.
1.3 Шахматная шкатулка.
Теория: Закрепление знаний детей о действиях пешек. Знакомство со взятием на проходе.
Практика: Игра новой фигурой. Решение шахматных логических задач.
1.4 Шахматные чудеса.
Теория: Закрепление знаний детей о действиях пешек. Правило превращения пешки.
Практика: Игра детей, решение задач – шуток.
1.5 Маленькое войско.
Теория: Правила ладьи. Место фигуры. Виды ходов. Особенные ходы.
Практика: Игра новой фигурой. Решение шахматных логических задач.
1.6 Вежливые слоны.
Теория: Место фигуры на шахматной доске. Виды ходов слона. Закрепление знаний детей о
действиях ладьи. Знакомство со взятием на проходе.
Практика: Игра новой фигурой. Игровые упражнения.
1.7 Тяжелые и легкие фигуры.
Теория: Взаимодействие изученных фигур в шахматной партии.
Практика: Игра пешками, слонами и ладьями.
1.8 Могучая фигура Ферзь.
Теория: Место фигуры на шахматной доске. Виды ходов ферзя.
Практика: Игра новой фигурой. Решение шахматных логических задач.
1.9 Надежный товарищ. Могучая фигура Ферзь.
Теория: Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами.
Практика: Игровые упражнения в парах.
1.10 Прыг, скок и вбок.
Теория: Место Коня на шахматной доске. Виды ходов.
Практика: Игра новой фигурой. Фронтальные игровые упражнения.
1.11 Поход на три поля.
Теория: Узнаем об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками.
Практика: Решение шахматных логических задач.
1.12 И король жаждет боя.
Теория: Особенности короля. Место фигуры на шахматной доске. Виды ходов короля.
Практика: Игровые упражнения.
1.13 Как ладья похудела.
Теория: Правилами рокировки.
Практика: Решение шахматных логических задач.
1.14 Короткая или длинная.
Теория: Закрепление правил рокировки.
Практика: Игра в парах. Решение шахматных логических задач.
1.15 Шах или Мат.
Теория: Понятие шаха и мата. Виды защиты от шаха. Мат в один ход.
Практика: Игра с роботом на интерактивной доске. Онлайн решение шахматных задач. Турнир
между ребятами.
1.16 Ответь, ка в сказке, сам, без подсказки.
Практика: Участие в шахматной викторине.
2.

Тактика шахматной партии
2.1 Шахматная эстафета.
13

Практика: Шахматные партии между командами, эстафета, загадки.
2.2 Реши этюд, отгадай задачу.
Практика: Игры, практические упражнения.
2.3. Волшебный квадрат.
Теория: Понятие об элементарных комбинациях.
Практика: Игра на интерактивной доске. Чтение сказки, практические упражнения.
2.4 Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку.
Теория: Понятие Ничья, выгодное предложение. Виды ничьи.
Практика: Игры в парах, практические упражнения на магнитной доске.
2.5 Квадрат пешки.
Теория: Правила Эндшпиля.
Практика: Тренировочные партии конца игры.
2.6 Правило квадрата.
Теория: Знакомство с технологией захвата пешки.
Практика: Тренировочные партии конца игры.
2.7 Без поддержки короля.
Теория: Закрепление полученных знаний о ловушке пешки.
Практика: Игровые упражнения. Просмотр обучающего шахматного мультфильма.
2.8 Ответь, как в сказке, сам, без подсказки
Практика: Шахматная викторина. Соревнование интеллектуальных качеств.
2.9 Волшебный мир королевства.
Теория: Повторение изученного материала за учебный год.
Практика: Шахматная партии. Беседа, обсуждения.
2.10 И снова в гости.
Практика: Игра в ростовые шахматы на улице.
2.11 Шахматная эстафета.
Практика: Блиц-турнир среди детей и родителей. Награждение победителей.
2.12 Решение шахматных задач.
Практика: Соревнования по решению шахматных задач в один ход. Награждение победителей.
2.13 Шахматная шкатулка.
Практика: Игра в шахматы с «пешказаменителями» (пуговками, мини игрушками и т.п)
Второй год обучения ( 6 - 7 лет)
1.
Правила шахматной игры
1.1 Педагогический мониторинг.
Практика: Выполнение тестовых заданий
1.2
Шах.
Теория: Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Практика: Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от
шаха».
1.3 Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах.
Теория: Открытый шах. Двойной шах. - проведение игры всеми фигурами из начального
положения..
Практика: Дидактические упражнения «Дай открытый шах», «Дай двойной шах».
Дидактическая игра. «Первый шах».
1.4 Мат.
Теория: Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат
ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
1.5 Мат в один ход.
14

Теория: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.
Практика: Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Решение шахматных логических
задач.
1.6 Что такое связка.
Теория: Закрепление хода слоном. Понятие «связка».
Практика: Решение шахматных задач и этюдов Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови
поле»
1.7 Ничья.
Теория: Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей.
Примеры на пат.
Практика: Игра в парах.
1.8 Рокировка.
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки..
Практика: Игра с пешками, королями и ладьями.
1.9 Непобедимый.
Теория: Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию.
Практика: Решение шахматных задач, игровые упражнения в парах.
1.10 Волшебный мир комбинаций.
Теория: Разновидности комбинаций, красивые комбинации.
Практика: Игра в парах. Фронтальные игровые упражнения.
1.11 Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу.
Практика: Решение шахматных логических задач.
1.12 Итальянская партия.
Теория: Понятие дебют. Знакомство с Итальянским дебютом.
Практика: Работа с интерактивной доской, игра в парах с использованием нового дебюта.
1.13 Сицилианская защита.
Теория: Видео-урок А.Костенюк Сицилианская защита.
Практика: Работа с интерактивной доской, игра в парах с использованием нового дебюта.
1.14 Принятый Ферзевый гамбит.
Теория: Понятие гамбита. Знакомство с Ферзевым гамбитом.
Практика: Командная игра.
2.
Тактика шахматной партии
2.1 Подготовка к интеллектуальному турниру.
Теория: Повторение изученного материала.
2.2 Интеллектуальный турнир.
Практика: Игра в индивидуальном соперничестве.
2.3. Короткие партии.
Теория: Принципы разыгрывания дебюта. Правила игры всеми фигурами из начального
положения.
Практика: Игра всеми фигурами из начального положения.
2.4 Здоровые телом-сильные духом.
Теория: Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом. Работа по содержанию.
Практика: Игры в парах, практические упражнения на магнитной доске. Обсуждение
психологических этюдов.
2.5 В гостях хорошо, а дома лучше.
Практика: Конкурс «Ответь как в сказке, сам без подсказки».
2.6 Великие гроссмейстеры.
Теория: История шахмат и знакомство с именами великих шахматистов.
2.7 Показательная партия.
Теория: Партии великих шахматистов.
2.8 Решение шахматных задач и этюдов.
Практика: Соревнования по решению шахматных задач в один ход.
15

2.9 И король жаждет боя.
Теория: Шахматная нотация. Правила записи шахматной партии.
Практика: Запись шахматной партии.
2.10 Это интересно.
Теория: Интересные факты о шахматном мире.
2.11 Повторение пройдённого.
Теория: Закрепление изученного материала.
Практика: и родителей. Награждение победителей.
2.12 Король.
Практика: Соревнования по решению шахматных задач в один ход (король ферзь, ладьи).
2.13 Конь против ферзя, ладьи, слона и коня.
Теория: Техники захвата инициативы. Выгодное положение фигур. Вилка.
Практика: Блиц-турнир среди детей.
2.14 Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.
Теория: Техники захвата инициативы. Выгодное положение фигур. Превращение пешки.
Практика: Шахматная партия.
2.15 Так много их, но мы уже их знаем.
Теория: Понятие «Пат» в шахматной игре.
Практика: Работа в парах по предотвращению пата.
2.16 Ферзь.
Теория: Чтение сказки «Могучая фигура – Ферзь». Показ сильных ходов фигуры.
Практика: Дидактические упражнения: «Задача направления», «Туда – сюда», «Большой
прыжок», «Прямо и наискосок», «Длинный ход».
2.17 Ферзь против ладьи и слона.
Теория: Взаимодействие ферзя с пешками и фигурами.
Практика: Шахматная партия.
2.18 Игра с шахматными часами.
Теория: Шахматный этикет. Правила быстрой игры.
Практика: Блиц-турнир среди детей.
2.19 Шахматный праздник.
Практика: Шахматный турнир совместно с родителями.
1.4. Планируемые результаты реализации Программы
Поскольку образовательная деятельность предполагает не только обучение детей
определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся, о ее результатах необходимо судить по группам показателей:
− предметным, фиксирующим предметные и метапредметные знания, умения, навыки,
приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
− личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в
детском объединении.
Личностные результаты
1 год обучения
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2 год обучения
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
16

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Метапредметные результаты
1 год обучения
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2 год обучения
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
- Готовность слушать собеседника и вести диалог;
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
После 1 учебного года воспитанники будут знать:
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар.
- Названия фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король.
- Правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи партии.
будут уметь:
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами.
- Правильно расставлять фигуры перед игрой.
- Решать элементарные задачи на мат в один ход.
После 2 учебного года воспитанники будут знать:
- Историю чемпионов мира.
- Шах и мат в эндшпиле.
- Понятия о тактике и комбинации, основные тактические приемы, комбинации и ловушки в
дебюте.
- Правила эндшпиля.
- Законы дебюты.
будут уметь:
- Решать шахматные задачи: мат в три хода, мат в четыре и пять ходов.
- Разбирать специально подобранные позиции для усвоения сложных правил.
- Разбирать специально подобранные примеры.

17

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных недель в I
полугодии
Количество учебных недель во
II полугодии
Количество учебных дней
Количество учебных часов в
неделю
Количество учебных часов
Начало учебного года
Выходные праздничные дни

Окончание учебного года

1 год обучения

2 год обучения

40
16

40
16

24

24

40
1

40
1

40
02.09.2024
04.11.2024
30.12.2024 – 08.01.2025
01.05.2025 – 02.05.2025
08.05.2025 – 09.05.2025
12.06.2025 – 13.06.2025
30.06.2025

40
02.09.2024
04.11.2024
30.12.2024 – 08.01.2025
01.05.2025 – 02.05.2025
08.05.2025 – 09.05.2025
12.06.2025 – 13.06.2025
30.06.2025

2.2. Условия реализации программы
2.2.1 Материально-техническое обеспечение:
Кабинет
 Столы по количеству детей
 Деревянные доски с наборами шахмат
 Настенные Демонстрационные доски
 Интерактивная доска
 проектор
 Шахматные часы
 Разрезные шахматные доски
 Наборы веселых бумажных шахмат по количеству детей
 Наборы разнообразных шахмат (стеклянные, магнитные, серебряные, резиновые,
пластмассовые)
 Учебники и тетради по обучению детей игре в шахматы И.Г. Сухин «Шахматы для
дошкольников» по количеству детей
2.2.2 Кадровое обеспечение
Требования к квалификации.
(Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»)
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее
профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования
и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия
дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным
18

программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального
образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" или успешное
прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по
образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ.
2.2.3 Методические материалы, средства обучения и воспитания
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая
деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций, воспитанники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной
доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения
с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используются
загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное
лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и
представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся
предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных
знаний.
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.
– М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.
– М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам.
4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
7. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
8. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
9. Остер Г. Полезная девчонка.
10. Пермяк Е. Вечный Король.
11. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
12. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
19

13. Сухин И. Котята-хвастунишки. М,
14. Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга.
15. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
16. Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.
17. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.
18. Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.:
Педагогика, 1991.
19. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
20. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике
1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
4. Крапивин В. Тайна пирамид.
5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
6. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
7. Надь К. Заколдованная школа.
8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
11. Раскатов М. Пропавшая буква.
12. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
13. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
14. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
15. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Применяемые формы и методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении и реализации. Это
дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для
каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности
осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов,
фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в
торжественной
соревновательной
обстановке.
Для
отслеживания
результатов
предусматриваются формы контроля:
Текущий: - оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме
наблюдения;
20

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый (промежуточный)контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит
решить, в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль, оценка результатов
учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы
ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам при выполнении заданий:
чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
– поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,
справляются ли дети с этими заданиями самостоятельно.

Изучаемый параметр
Нулевой этап
1. Теоретическая подготовка:
Знание шахматных фигур
2. Практические навыки:
Первоначальное
расположение фигур и пешек
на шахматной доске.
3. Познавательно-творческий
потенциал:
Память, внимание
Логическое мышление
Итоговый этап
1. Теоретическая подготовка:
Правила шахматной игры
Шахматная доска
Определение шаха и мата

Формы и методы
диагностики результата

Инструментарий

Опрос Результаты
деятельности

Викторина «Загадки из
тетрадки»
Загадки «Загадки из тетрадки
Практическая работа

Анализ продуктов
деятельности
Педагогическое наблюдение
Психодиагностика

Методика «Память на образы»
Игры на внимание
Методика «Диагностика
развития элементов
логического мышления»

Анализ продуктов
деятельности

Шахматная викторина

21

2.Практическая подготовка
Умение:
-пользоваться шахматной
нотацией для записи решения
задач и шахматной партии
-поставить мат одинокому
королю соперника тяжелыми
фигурами
3. Познавательно-творческий
потенциал:
-Память, внимание
-Познавательная сфера
-Логическое мышление

Анализ продуктов
деятельности Педагогическое
наблюдение

Шахматный турнир

Психодиагностика

Субтесты Векселя

3. Список литературы
1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. –
М.: ГЦОЛИФК, 1984.
3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
11. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
14. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
15. Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.
16. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.–
М.: ГЦОЛИФК, .1984.
17. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».