1 Общие положения 1.1 Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» (далее - Положение) определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (далее – ИОМ) в пределах осваиваемой основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО) или адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее АОП ДО). 1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155); - Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028); - Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); ‒ Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); - Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Надежда». 1.3 Положение определяет последовательность действий при составлении индивидуального образовательного маршрута воспитанника, содержание, порядок его разработки и реализации в МБДОУ – детском саду комбинированного вида «Надежда» и его филиалах (далее – учреждение, детский сад, ДОО). 1.4. Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении. Эта форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации личностного потенциала воспитанника: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, на выбор дифференцированного и вариативного образовательного процесса. 1.5. ИОМ разрабатывается для обучающихся с особыми (индивидуальными) образовательными потребностями: - с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются 2 повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком посещения ДОО; - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; - одаренные обучающиеся. А также для обучающихся «группы риска»: проявляющих комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний). 2. Цели и задачи Положения 2.1 Целью настоящего Положения является обеспечение реализации прав воспитанников в Учреждении на обучение по индивидуальному образовательному маршруту. 2.2. Задачи организации работы в соответствии с ИОМ: - создание условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями, способствующих усвоению ООП ДО или АОП ДО, целенаправленному продвижению в развитии ребенка с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья каждого воспитанника. - повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с Учреждением. 3. Порядок разработки и реализации ИОМ 3.1 ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа: - на основе результатов наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической, психологической диагностики (с согласия родителей (законных представителей) воспитанника); - по запросу родителей (законных представителей) воспитанника; - на основе заключения территориальной ПМПК; - на основе заключения психолого-педагогического консилиума детского сада; - на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка- инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. 3.2. Педагогические работники детского сада разрабатывают, корректируют и реализуют ИОМ, данная функциональная обязанность закрепляется распоряжением должностного лица, исполняющего обязанности заведующего детским садом. 3.3 Старший воспитатель детского сада осуществляет и координирует работу по разработке и реализации ИОМ, а также обеспечивает: - информирование родителей (законных представителей) воспитанника о возможности развития воспитанника по ИОМ; - контроль за реализацией ИОМ в полном объеме; - взаимодействие участников образовательных отношений по вопросам реализации ИОМ; - программно-методическое обеспечения ИОМ; - анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на педагогическом совете детского сада. 3.4 Должностное лицо, исполняющее обязанности заведующего детского сада, утверждает ИОМ распоряжением. 3.5 Родители (законные представители) привлекаются к разработке ИОМ, участвуют в совместной образовательной деятельности: 3 - как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой; - как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка. 4. Последовательность действий при составлении ИОМ 4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие этапы: 4.1.1. Этап наблюдения: выявить воспитанников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные), а также воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе имеющих признаки одарённости. 4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или) психологическое диагностирование воспитанников (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей). Психологическую диагностику проводит педагогпсихолог, участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Определение «проблемных» и «успешных» зон развития педагогами и специалистами учреждения, анализ рекомендаций ПМПК, индивидуального маршрута реабилитации; 4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей, определение методов педагогической и (или) психологической поддержки, содержания работы. Для воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе с признаками одаренности, проектирование мероприятий направленных на развитие способностей. 4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности. 4.1.5. Завершающая диагностика: проводится итоговая педагогическая диагностика, анализ реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка. 4.2 Корректировка индивидуального маршрута сопровождения ребенка производится после проведения педагогической диагностики и анализа уровня реализации предыдущего индивидуального маршрута сопровождения ребенка, либо по рекомендации ППК детского сада. 4.3. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка хранится в группе у воспитателя в общей папке педагогической диагностики на каждого воспитанника. 5. Структура и содержание индивидуального маршрута сопровождения воспитанников 5.1 Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка состоит из титульного листа и трёх взаимосвязанных разделов (Приложение 1) : 5.5.1 Титульный лист включает в себя наименование учреждения, фамилию, имя ребёнка, срок реализации индивидуального маршрута сопровождения. 5.5.2 Первый раздел - пояснительная записка, в которой излагается общие сведения о ребёнке (Ф.И.О. ребёнка, дата рождения, домашний адрес, дата поступления в группу, Ф.И.О. родителей и других членов семьи); определяются цель и задачи психолого – педагогического сопровождения; указываются основания для разработки индивидуального маршрута сопровождения (№» протокола, рекомендации ПМПК, индивидуального маршрута реабилитации). Пояснительная записка включает в себя заключение по результатам обследования специалистами учреждения (описание характера имеющихся нарушений у воспитанника), а также определение ответственных лиц за составление и реализацию индивидуального маршрута сопровождения (Ф.И.О. педагога и направления). 5.5.3 Второй раздел – содержание индивидуального маршрута сопровождения воспитанника включает в себя: 4 - лист медицинского сопровождения с заключениями медицинских специалистов (отоларинголог, хирург, окулист, участковый педиатр, психиатр, ортодонт). Заключения специалистов с датой обследования переносятся из диспансерного листа или из школьной карты ребёнка. Достоверность медицинских данных медицинский работник Учреждения подтверждает личной подписью; - лист здоровья, в котором определены показатели здоровья ребенка определенные медработником и инструктором по физической культуре по следующим показателям: данные медицинского осмотра (группа здоровья, группа физического развития, «Д»-учет, частота заболеваний в году); физическое развитие (вес (кг), рост (см), индекс показателя упитанности); посещение спортивных секций, кружков. С учётом собранной информации медработник даёт рекомендации и ставит личную подпись; - лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем – логопедом; - лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем; - лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом; - лист индивидуального сопровождения воспитанника музыкальным руководителем; - лист индивидуального сопровождения воспитанника инструктором по физической культуре. Листы индивидуального развития включает в себя описание методов и приёмов работы педагога во взаимодействии с другими специалистами по пяти образовательным областям (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие). Данные, занесённые в лист индивидуального сопровождения воспитанника, подтверждаются личной подписью педагога. 5.5.4 Третий раздел. Работа с родителями. В данном разделе родители совместно с воспитателем и специалистами учреждения определяют направления работы с родительской общественностью, направленные на преодоление проблемных зон ребенка. В разделе указываются сроки мероприятий и ответственные лица. 6. Заключительные положения 6.1 Настоящее положение является локальным нормативным актом учреждения и вступает в силу с даты его утверждения. 6.2 Срок действия данного положения неограничен. При изменении нормативно-правовых документов в положение вносятся соответствующие изменения. 6.3 Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нём лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу. 5 Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ___________________________ (Фамилия, имя ребёнка) образовательный период 20 – 20 г.г. (срок реализации) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Общие сведения о ребёнке Анкетные данные Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________ Домашний адрес ___________________________________________________ Дата поступления в группу ___________________________________________ Мать _____________________________________________________________ Отец ______________________________________________________________ Другие члены семьи ________________________________________________ 1.2. Цель психолого – педагогического сопровождения: __________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ 1.3. Задачи сопровождения: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________ 1.4. Основания для разработки индивидуального маршрута сопровождения (№» протокола, рекомендации ПМПК) _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ 1.5. Заключение по результатам обследования специалистами МБДОУ (характер имеющихся нарушений) _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ __________________________________________________________________ 1.6. Ответственные за составление и реализацию индивидуального маршрута сопровождения (Ф.И.О. педагога и направления) _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ 6 2. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОПРОВОЖДЕНИЯ Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника 2.1. Лист медицинского сопровождения Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Заключение Дата консультации Рекомендации специалиста Отоларинголог Хирург Окулист Участковый педиатр Психиатр Ортодонт Фельдшер ____________________________ 2.2. Лист здоровья Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Критерии оценки здоровья Показатели здоровья 1. Данные медицинского осмотра 1.1. группа здоровья 1.2. группа физического развития 1.3. «Д»-учет 1.4. Частота заболеваний в году 2. Физическое развитие 2.1. вес (кг) 2.2. рост (см) 2.3. индекс показателя упитанности 3. Посещение спортивных секций, кружков Рекомендации для педагогов: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________ Фельдшер ____________________________ 2.3. Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем - логопедом Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Направление деятельности учителя – логопеда Образовательная область. Методы и приемы Взаимодействие с другими педагогами. Формы работы Динамическое наблюдение (сентябрь – ноябрь) Учитель-логопед _________________________________ 7 2.4. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Направление деятельности воспитателя Образовательная область. Взаимодействие с другими Динамическое наблюдение Методы и приемы педагогами. Формы работы (сентябрь – ноябрь) Воспитатель _________________________________ 2.5. Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом - психологом Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Направление деятельности педагога – психолога Образовательная область. Взаимодействие с другими Динамическое наблюдение Методы и приемы педагогами. Формы работы (сентябрь – ноябрь) Педагог-психолог _________________________________ 2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника музыкальным руководителем Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Направление деятельности музыкального руководителя Образовательная область, Формы работы во Динамическое наблюдение методы и приемы взаимодействии со (сентябрь – ноябрь) специалистами Музыкальный руководитель _________________________________ 2.7. Лист индивидуального сопровождения воспитанника инструктором по физической культуре Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). Направление деятельности инструктора по физической культуре Образовательная область, Формы работы во Динамическое наблюдение методы и приемы взаимодействии со (сентябрь – ноябрь) специалистами Инструктор по физической культуре _________________________________ 3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни). № п/п Содержание Сроки деятельности Ответственный Подпись родителей, дата __________________________________ 8