Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника

1 Общие положения

1.1 Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада
комбинированного вида «Надежда» (далее - Положение) определяет комплекс
организационных мероприятий по обеспечению права воспитанников на обучение по
индивидуальному образовательному маршруту (далее – ИОМ) в пределах осваиваемой
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО)
или адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее АОП
ДО).
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Надежда».
1.3 Положение определяет последовательность действий при составлении
индивидуального образовательного маршрута воспитанника, содержание, порядок его
разработки и реализации в МБДОУ – детском саду комбинированного вида «Надежда» и
его филиалах (далее – учреждение, детский сад, ДОО).
1.4. Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь реализации
личностного потенциала ребенка в образовании и обучении. Эта форма организации
обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного
процесса, способствующая реализации личностного потенциала воспитанника:
интеллектуального,
эмоционально-волевого,
деятельностного,
на
выбор
дифференцированного и вариативного образовательного процесса.
1.5. ИОМ разрабатывается для обучающихся с особыми (индивидуальными)
образовательными потребностями:
- с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на
основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным
наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются
2

повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не
связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому
количеству пропусков ребёнком посещения ДОО;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ,
развитии, социальной адаптации;
- одаренные обучающиеся.
А также для обучающихся «группы риска»: проявляющих комплекс выраженных
факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая
или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
2. Цели и задачи Положения
2.1 Целью настоящего Положения является обеспечение реализации прав воспитанников в
Учреждении на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
2.2. Задачи организации работы в соответствии с ИОМ:
- создание условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями,
способствующих усвоению ООП ДО или АОП ДО, целенаправленному продвижению в
развитии ребенка с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья каждого воспитанника.
- повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах
развития ребенка и совместной педагогической деятельности с Учреждением.
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1 ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная
образовательная программа:
- на основе результатов наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической,
психологической диагностики (с согласия родителей (законных представителей)
воспитанника);
- по запросу родителей (законных представителей) воспитанника;
- на основе заключения территориальной ПМПК;
- на основе заключения психолого-педагогического консилиума детского сада;
- на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка- инвалида,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы.
3.2. Педагогические работники детского сада разрабатывают, корректируют и реализуют
ИОМ, данная функциональная обязанность закрепляется распоряжением должностного
лица, исполняющего обязанности заведующего детским садом.
3.3 Старший воспитатель детского сада осуществляет и координирует работу по
разработке и реализации ИОМ, а также обеспечивает:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанника о возможности
развития воспитанника по ИОМ;
- контроль за реализацией ИОМ в полном объеме;
- взаимодействие участников образовательных отношений по вопросам реализации ИОМ;
- программно-методическое обеспечения ИОМ;
- анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на педагогическом
совете детского сада.
3.4 Должностное лицо, исполняющее обязанности заведующего детского сада, утверждает
ИОМ распоряжением.
3.5 Родители (законные представители) привлекаются к разработке ИОМ, участвуют в
совместной образовательной деятельности:
3

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого
образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению
образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка.
4. Последовательность действий при составлении ИОМ
4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие этапы:
4.1.1. Этап наблюдения: выявить воспитанников, испытывающих трудности (личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные), а
также воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе имеющих
признаки одарённости.
4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или)
психологическое диагностирование воспитанников (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей). Психологическую диагностику проводит педагогпсихолог, участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Определение «проблемных» и «успешных» зон
развития педагогами и специалистами учреждения, анализ рекомендаций ПМПК,
индивидуального маршрута реабилитации;
4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе выявленных
трудностей и установленных причин этих трудностей, определение методов педагогической
и (или) психологической поддержки, содержания работы. Для воспитанников с высоким
интеллектуальным развитием, в том числе с признаками одаренности, проектирование
мероприятий направленных на развитие способностей.
4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности.
4.1.5. Завершающая диагностика: проводится итоговая педагогическая диагностика, анализ
реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
4.2 Корректировка индивидуального маршрута сопровождения ребенка производится после
проведения педагогической диагностики и анализа уровня реализации предыдущего
индивидуального маршрута сопровождения ребенка, либо по рекомендации ППК детского
сада.
4.3. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка хранится в группе у воспитателя в
общей папке педагогической диагностики на каждого воспитанника.
5. Структура и содержание индивидуального маршрута сопровождения воспитанников
5.1 Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка состоит из титульного листа и трёх
взаимосвязанных разделов (Приложение 1)
:
5.5.1 Титульный лист включает в себя наименование учреждения, фамилию, имя ребёнка,
срок реализации индивидуального маршрута сопровождения.
5.5.2 Первый раздел - пояснительная записка, в которой излагается общие сведения о ребёнке
(Ф.И.О. ребёнка, дата рождения, домашний адрес, дата поступления в группу, Ф.И.О.
родителей и других членов семьи); определяются цель и задачи психолого – педагогического
сопровождения; указываются основания для разработки индивидуального маршрута
сопровождения (№» протокола, рекомендации ПМПК, индивидуального маршрута
реабилитации). Пояснительная записка включает в себя заключение по результатам
обследования специалистами учреждения (описание характера имеющихся нарушений у
воспитанника), а также определение ответственных лиц за составление и реализацию
индивидуального маршрута сопровождения (Ф.И.О. педагога и направления).
5.5.3 Второй раздел – содержание индивидуального маршрута сопровождения воспитанника
включает в себя:
4

- лист медицинского сопровождения с заключениями медицинских специалистов
(отоларинголог, хирург, окулист, участковый педиатр, психиатр, ортодонт). Заключения
специалистов с датой обследования переносятся из диспансерного листа или из школьной
карты ребёнка. Достоверность медицинских данных медицинский работник Учреждения
подтверждает личной подписью;
- лист здоровья, в котором определены показатели здоровья ребенка определенные
медработником и инструктором по физической культуре по следующим показателям: данные
медицинского осмотра (группа здоровья, группа физического развития, «Д»-учет, частота
заболеваний в году); физическое развитие (вес (кг), рост (см), индекс показателя
упитанности); посещение спортивных секций, кружков. С учётом собранной информации
медработник даёт рекомендации и ставит личную подпись;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем – логопедом;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника музыкальным руководителем;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника инструктором по физической
культуре.
Листы индивидуального развития включает в себя описание методов и приёмов работы
педагога во взаимодействии с другими специалистами по пяти образовательным областям
(познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие, социально – коммуникативное развитие). Данные, занесённые в лист
индивидуального сопровождения воспитанника, подтверждаются личной подписью педагога.
5.5.4 Третий раздел. Работа с родителями. В данном разделе родители совместно с
воспитателем и специалистами учреждения определяют направления работы с родительской
общественностью, направленные на преодоление проблемных зон ребенка. В разделе
указываются сроки мероприятий и ответственные лица.
6. Заключительные положения
6.1 Настоящее положение является локальным нормативным актом учреждения и
вступает в силу с даты его утверждения.
6.2 Срок действия данного положения неограничен. При изменении нормативно-правовых
документов в положение вносятся соответствующие изменения.
6.3 Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение, доводятся до сведения
указанных в нём лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу.

5

Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ
___________________________
(Фамилия, имя ребёнка)
образовательный период 20 – 20 г.г.
(срок реализации)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о ребёнке
Анкетные данные
Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________
Дата поступления в группу ___________________________________________
Мать _____________________________________________________________
Отец ______________________________________________________________
Другие члены семьи ________________________________________________
1.2. Цель психолого – педагогического сопровождения: __________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
1.3. Задачи сопровождения:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________
1.4. Основания для разработки индивидуального маршрута сопровождения (№»
протокола, рекомендации ПМПК)
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
1.5. Заключение по результатам обследования специалистами МБДОУ (характер
имеющихся нарушений)
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
__________________________________________________________________
1.6. Ответственные за составление и реализацию индивидуального маршрута
сопровождения (Ф.И.О. педагога и направления)
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________

6

2. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника
2.1. Лист медицинского сопровождения
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Заключение
Дата консультации
Рекомендации
специалиста
Отоларинголог
Хирург
Окулист
Участковый
педиатр
Психиатр
Ортодонт
Фельдшер ____________________________
2.2. Лист здоровья
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Критерии оценки здоровья
Показатели здоровья
1. Данные медицинского осмотра
1.1. группа здоровья
1.2. группа физического развития
1.3. «Д»-учет
1.4. Частота заболеваний в году
2. Физическое развитие
2.1. вес (кг)
2.2. рост (см)
2.3. индекс показателя упитанности
3. Посещение спортивных секций,
кружков
Рекомендации для педагогов:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________
Фельдшер ____________________________
2.3. Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем - логопедом
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Направление деятельности учителя – логопеда
Образовательная область.
Методы и приемы

Взаимодействие с другими
педагогами. Формы работы

Динамическое наблюдение
(сентябрь – ноябрь)

Учитель-логопед _________________________________

7

2.4. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Направление деятельности воспитателя
Образовательная область.
Взаимодействие с другими
Динамическое наблюдение
Методы и приемы
педагогами. Формы работы
(сентябрь – ноябрь)
Воспитатель _________________________________
2.5. Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом - психологом
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Направление деятельности педагога – психолога
Образовательная область.
Взаимодействие с другими
Динамическое наблюдение
Методы и приемы
педагогами. Формы работы
(сентябрь – ноябрь)
Педагог-психолог _________________________________
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника музыкальным
руководителем
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Направление деятельности музыкального руководителя
Образовательная область,
Формы работы во
Динамическое наблюдение
методы и приемы
взаимодействии со
(сентябрь – ноябрь)
специалистами
Музыкальный руководитель _________________________________
2.7. Лист индивидуального сопровождения воспитанника инструктором по
физической культуре
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
Направление деятельности инструктора по физической культуре
Образовательная область,
Формы работы во
Динамическое наблюдение
методы и приемы
взаимодействии со
(сентябрь – ноябрь)
специалистами
Инструктор по физической культуре _________________________________
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Фамилия, имя ребёнка _____________________ (____ год жизни).
№ п/п
Содержание
Сроки
деятельности

Ответственный

Подпись родителей, дата __________________________________
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».