ФГОС ДО

О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации". Законом об образовании в РФ (статья 10) определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования  и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В 2013 году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г., регистрационный № 30384) утвержден и введен в действие с 1 января 2014г.

          Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей  образовательную деятельность.

Зачем нужен стандарт?

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре образовательной программы (далее Программа) и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.

ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе стандарта разрабатываются образовательная программа, вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, нормативы финансового обеспечения реализации образовательной программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации, формирования содержания профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечению государственных гарантий качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации, структуре и результатам освоения образовательных программ и  сохранению единства образовательного  пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

О требованиях к Программе

ФГОС ДО включает требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.

Законом об образовании в РФ (статья 12) определено, что Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

·       социально-коммуникативное развитие;

·       познавательное развитие;

·       речевое развитие;

·       художественно-эстетическое развитие;

·       физическое развитие.

Программа должна состоять из обязательной части и  части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями)). Рекомендуемое соотношение 60% и 40% соответственно.

Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть разработана самостоятельно или использованы выбранные участниками образовательных отношений программы, методики, направленные на развитие детей в одной или нескольких областях. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

Если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.

О требованиях к условиям реализации Программы

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Во ФГОС ДО сформулированы требования к  психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования, развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены  следующие психолого-педагогические условия: уважение к человеческому достоинству детей, использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в том числе и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу): соответствие действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладание основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Требования к материально-техническим условиям: оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и  нормативам, правилам пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания.

Требования к финансовым условиям реализации Программы заключаются в том, что финансовое обеспечение должно обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы, реализацию как обязательной части Программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.

О требованиях к результатам освоения Программы

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

·       целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;

·       целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

         При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

Целевые ориентиры не могут являться основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, оценку выполнения муниципального (государственного) задания, распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

О требованиях к работе с родителями

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

          Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. 

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

·       информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

·       обеспечить открытость дошкольного образования;

·       создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

·       поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

·       обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

·       создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Вход в систему

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Объявления

"Горячая линия" по вопросам комплектования МДОО на 2017/2018 учебный год

С Распоряжением Департамента образования  можно ознакомиться в разделе "Новости"


Уважаемые родители!

В разделе "Информация" для Вас размещены "телефоны доверия" по противодействию коррупции в образовательных учреждениях Свердловской области


Опрос

Кем ты хочешь стать когда вырастешь?

наверх